В период с 22 сентября по 10 декабря 2022 года МБОУ СОШ № 6 принимала активное участие в краевой акции «Три П: Понимаем, Принимаем, Помогаем», направленной на формирование толерантных установок по отношению к детям с ограниченными возможностям здоровья, инвалидностью. Эта акция проводится в нашей школе с 2018 года и находит положительный отклик со стороны учителей, учащихся, общественности. Организаторами Акции выступает Министерство образования Красноярского края.
Министерство образования Красноярского края напоминает, что Концепцией развития инклюзивного образования в Красноярском крае на 2017 – 2025 годы, утвержденной указом Губернатора Красноярского края от 13.10.2017 года №258-уг, ставится приоритетная задача формирования инклюзивной культуры общества, в том числе через проведение мероприятий разного уровня и направленности с участием детей с ОВЗ и инвалидностью.
В нашей школе обучается 569 обучающихся, из них четыре ребенка-инвалида. Взаимодействие нормально развивающихся детей и детей с инвалидностью, органическое вхождение этих детей в социальное окружение, полноценное участие в жизни школы способствуют повышению их личностной успешности, является неотъемлемой частью инклюзивного образования.
В рамках Акции в школе проводятся мероприятия:
— единый классный час в рамках Международного дня толерантности (16 ноября) «Преодолей себя», цель которого познакомить учащихся с основными чертами толерантной и интолерантной личности; развивать способности адекватно и полно познавать себя и других людей;
— уроки доброты, посвященные Международному дню инвалидов, направленные на формирование толерантных установок по отношению к людям с ОВЗ; знакомство с особенностями таких людей и со способами общения и взаимодействия с ними;
— тематические мероприятия «Неделя правовых знаний».
С 22 сентября по 10 декабря 2022 года в МБОУ СОШ № 6 в 1 – 11 классах прошли тематические классные часы «Преодолей себя», «Они достойны уважения», «Школа для всех», «Толерантность – дорога к миру».
Классный час «Они достойны уважения» в 3 Б классе провела Ирина Алексеевна Акулич. Цель классного часа: вырабатывать у школьников правильное и разумное отношение к людям с ограниченными возможностями; способствовать формированию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями; способствовать развитию у учащихся коммуникативных навыков; воспитывать чувство милосердия к окружающим людям.
Ирина Алексеевна рассказала школьникам о людях с физическими недостатками, людях с нарушением здоровья, с тяжелыми заболеваниями, с последствиями травм, которым очень тяжело. Это люди с ограниченными возможностями. Любая обида несет человеку переживания, печаль, уныние и волнение. Человек с ограниченными возможностями такой же человек, как и все. Он нуждается в счастье, радости, общении, любви, страдает от одиночества, равнодушия, непонимания и нуждается в поддержке. Он приспосабливается.
Классный руководитель рассказала о паралимпийских играх – международных спортивных соревнованиях для людей с ограниченными возможностями. Ребята выступили с сообщениями о спортсменах-паралимпийцах.
В заключение классного часа учащиеся под руководством своего классного руководителя составили ряд правил, как вести себя с людьми, имеющими ограниченные возможности: «увидеть» человека с ограниченными возможностями, но сделать вид, что не заметил его недостатков; «установить» контакт, а не отвернуться от человека с ограниченными возможностями; «понять» проблему человека; «принять» человека таким, какой он есть, осознать достоинства человека; «заинтересоваться» успехами человека; «помочь реализовать» человеку свои возможности и ощутить себя нужным для окружающих.
Классный час «А я смогу, а я сумею» в 3 А классе провела Оксана Анатольевна Корзик.
Оксана Анатольевна рассказала учащимся о возникновении параолимпийских игр, об их истории, знаменитых спортсменах-паралимпийцах. Ребятам были продемонстрированы интересные видеоролики с участием таких известных участников параолимпиад, как Евгений Дворкин, Дмитрий Кокарев, Елена Владыкина. Эти спортсмены своим трудолюбием, упорством, несгибаемой волей доказывают, что инвалидность не приговор, что люди с ограниченными физическими возможностями ничуть не хуже других людей, и, порой, добиваются в спорте даже больших результатов, чем абсолютно здоровый человек.
В заключение мероприятия ребята пришли к выводу, что ни при каких обстоятельствах не нужно опускать руки, а продолжать верить в себя, в свои силы. И спорт в этом играет очень важную роль, ведь именно занятия спортом помогают сохранить не только здоровье, но и приобрести самые разные качества, необходимые в дальнейшей жизни. Счастье – это когда тебя понимают. Любому человеку нужно, чтобы он чувствовал себя необходимым, чтобы у него был оцененный окружающими его людьми успех; чтобы он мог развиваться и реализовывать свои возможности; чтобы, благодаря всему перечисленному, он научился уважать себя.
Задача классного часа «Школа для всех», проведенного для учащихся 9 А класса классным руководителем Михнюк Татьяной Александровной, – формирование толерантного отношения к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Татьяна Александровна познакомила учащихся с историями ребят с синдромом Дауна, аутизма, ДЦП. Классный руководитель рассказала девятиклассникам о важности принятия своих сверстников такими, какие они есть, о возможности совместного обучения с такими детьми независимо от их физических или интеллектуальных особенностей. Урок «Школа для всех» помог воспитать у учащихся чувство уважения к детям с ограниченными возможностями здоровья.
В 10 — 11 классах классными руководителями были проведены беседы «Толерантность – дорога к миру». Цель мероприятия: снижение среди учащихся уровня агрессивного и конфликтного взаимодействия, повышение ответственности за свои поступки, что снизит уровень совершения общественно-опасных деяний среди школьников; изменение восприятия участниками образовательного процесса себя и других людей, что отразится в уменьшении межличностных, этнических, религиозных разногласий; повышение среди школьников осознания себя частью школьного коллектива; укрепление связей поколений.
Классный руководитель 10 А класса Задонская Светлана Витальевна начала беседу с учащимися с актуальности данной проблемы. Сегодня на первый план выходят ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития – этика и стратегия ненасилия, идея терпимости к чужим позициям и ценностям, культурам, идея диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов. Культура общения – одна из самых острых проблем в школе, да и в обществе в целом. Надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, а мы порой не всегда ведем себя корректно и адекватно.
Пытько Людмила Михайловна, классный руководитель 11 А класса, рассказала учащимся о том, что все люди мечтают о мире, чтобы никогда не было войны, чтобы можно было выйти вечером на улицу и при этом не бояться быть избитым или ограбленным. А чтобы было именно так, начинать нужно каждому с себя: научиться слушать и слышать других; понимать; уважать мнение других и помнить, что, сколько людей – столько и мнений; решать все конфликтные ситуации мирным путем, не переходя на личности, без применения физического и психического насилия; уважать старшее поколение; не делать поспешных выводов и принимать поспешных решений. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, так как мы живем в обществе, которое сами создаем. Все ребята согласились, что важно развивать личностные качества целеустремленность и решительность для противодействия негативным объединениям, тогда впереди будет только жизнерадостное будущее.
С 21 по 25 ноября 2022 года в рамках Всероссийского дня правовой помощи детям в 1 – 11 классах МБОУ СОШ № 6 были организованы мероприятия акции «Неделя правовых знаний»: уроки, посвященные правам детей, просмотр мультимедийных материалов по правовой тематике.
В рамках акции «Неделя правовых знаний» для учащихся 1 – 11 классов были проведены классные часы: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо» (1 – 2 класс), «Права ребенка – твои права» (3 – 4 класс), «Имею право, но обязан!» (5 класс), «Право на образование» (6 – 7 класс), «Поступок, проступок, преступление» (8 класс), «Законопослушный гражданин» (9 класс), интеллектуальная игра «Будь человеком!» для учащихся 6 – 7 класса, интеллектуальный марафон «Что я знаю о правах ребенка» для учащихся 10 – 11 класса, конкурс рисунков «Я рисую свои права и обязанности» для учащихся 1 – 9 классов.
Итоги проведенных мероприятий свидетельствуют о том, что в школе повышается уровень инклюзивной культуры, дети и подростки включены в инклюзивные мероприятия, которые приняли системный характер, стали нормой в повседневной деятельности школы.