Получение образования вне образовательных организаций
В соответствии с частью 4 статьи 43 Конституции Российской Федерации основное общее образование обязательно. При этом получение детьми основного общего образования обеспечивают родители или лица, их заменяющие. Аналогичное положение предусмотрено статьей 63 Семейного кодекса Российской Федерации. Согласно части 5 статьи 66 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. При этом общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования (часть 2 статьи 63 Федерального закона).
Получение образования в форме семейного образования
Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, образование и обучение предусмотрено в семейной форме. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования. Допускается сочетание различных форм получения образования и обучения (статья 17 Федерального закона). Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка (часть 4 статьи 63 Федерального закона). Родители (законные представители), выбирая получение образования в семейной форме, отказываются от получения образования в образовательных организациях и принимают на себя, в том числе, обязательства, возникающие при семейной форме получения образования (вне образовательных организаций). В частности, при выборе семейной формы образования у родителей (законных представителей) возникают обязательства по обеспечению обучения в семейной форме образования — целенаправленной организации деятельности обучающегося по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающегося мотивации получения образования в течение всей жизни. Вместе с тем ребенок, получающий образование в семейной форме, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить его в любой иной форме, предусмотренной Федеральным законом, либо использовать право на сочетание форм получения образования и обучения (часть 4 статьи 17 и пунктом 2 части 3 статьи 44 Федерального закона). При выборе родителями (законными представителями) детей получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают (часть 5 статьи 63 Федерального закона). Обучающиеся в форме семейного образования имеют право пройти промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно (частью 3 статьи 34 Федерального закона).
Экстернат
Экстернами являются лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации (статья 33 Федерального закона). Экстерны являются обучающимися (часть 1 статьи 33 Федерального закона) и обладают всеми академическими правами, предоставленными обучающимся в соответствии со статьей 34 Федерального закона. В частности, экстерны наравне с другими обучающимися имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, в том числе, всероссийской олимпиаде школьников, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях. Кроме этого, экстерны могут рассчитывать на получение при необходимости социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции (статья 42 Федерального закона).
Основания возникновения образовательных отношений
Основаниями возникновения образовательных отношений между экстерном и образовательной организацией являются заявление родителей (законных представителей) о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и распорядительный акт указанной организации о приеме лица для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации (часть 1 статьи 53 Федерального закона). Необходимо отметить, что в отличие от случая, когда обучающийся зачислен в образовательную организацию, и она в соответствии со статьей 28 Федерального закона несет ответственность за качество образования при получении общего образования в форме семейного образования, организация, осуществляющая образовательную деятельность, несет ответственность только за организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации, а также за обеспечение соответствующих академических прав обучающегося. Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации (часть 10 статьи 58 Федерального закона). Родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося и образовательные организации, обеспечивающие получение обучающимся обучения в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации (часть 4 статьи 58 Федерального закона). В связи с изложенным, в целях обеспечения получения несовершеннолетними начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования вне образовательной организации в форме семейного образования
МКУ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Г. БОГОТОЛА»:
1. Ведет учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня, и проживающих на территории города Боготола;
2.Рекомендует родителям (законным представителям) образовательную организацию для прохождения промежуточной и (или) итоговой аттестации несовершеннолетнего, получающего общее образование в форме семейного обучения.
Родители (законные представители) несовершеннолетнего, проживающего в городе Боготоле обязаны:
1. Уведомить в письменной форме Управление образования города Боготола о выборе формы получения образования;
2. Обратиться в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, с заявлением о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в организации;
3. Обеспечивать целенаправленную организацию деятельности обучающегося по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающегося мотивации получения образования в течение всей жизни.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность должна:
1. Издать распорядительный акт о приеме лица для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации;
2. Определить порядок прохождения аттестации с учетом мнения родителей (законных представителей), в том числе исходя из темпа и последовательности изучения учебного материала;
3. Создавать условия в процессе прохождения аттестации по социализации экстернов, их интеграции в соответствующие детские коллективы. Указанные условия могут быть обеспечены путем предоставления возможности таким обучающимся осваивать дополнительные образовательные программы, в том числе в образовательной организации;
4. Обеспечить обучающихся по образовательным программам в форме семейного образования учебниками и учебными пособиями;
5. Организовать при необходимости предоставление психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся;
6. Если экстерн не ликвидировал в установленные сроки академическую задолженность, зачислить обучающегося в образовательную организацию для продолжения обучения (часть 10 статьи 58 Федерального закона).
ТЕЛЕФОН ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ ПО ВОПРОСАМ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ БОГОТОЛЕ:
2-54-87, ВЕДЕ ЕЛЕНА ФЁДОРОВНА