78 лет назад прошел прорыв блокады Ленинграда. История знает немало примеров героической обороны крепостей и городов. Но легенды седой старины бледнеют перед той несравненной эпопеей человеческого мужества, стойкости и патриотизма, какой стала 900-дневная оборона осажденного Ленинграда в годы войны.
Блокада Ленинграда – это огромная часть истории Великой Отечественной войны, города на Неве и всей отечественной истории. Прорыв блокады Ленинграда — это победа тех, кто сражался с врагом, чтобы отстоять родной город, кто пережил все тяготы жесточайшей блокады, кто жил и боролся, несмотря на холод и голод, бомбежки и артобстрелы. Подвиг Ленинграда приобрел еще одну грань — духовную. Ленинградцы в своем абсолютном большинстве проявили величайшую духовную, нравственную силу, которая в конечном итоге позволила выдержать блокаду, выстоять и победить. Блокада Ленинграда осталась не только на фотографиях, в книгах по истории войны и школьных учебниках, она сохранилась в памяти ленинградцев: многие из них сохранили кусочек блокадного хлеба как напоминание о тех страшных днях.
27 января 2022 года в МБОУ СОШ № 6 в 1 – 11 классах были проведены тематические классные часы — Всероссийский урок «Блокадный хлеб». Всероссийский урок «Блокадный хлеб» – это напоминание о мужестве и стойкости мирных жителей Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
Цель: воспитание сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны.
Задачи: расширить знания детей о войне, познакомить школьников с понятиями «Блокада Ленинграда», «Блокадный хлеб», «Дорога жизни», способствовать воспитанию уважения к героям Великой Отечественной войны; способствовать развитию патриотических чувств, вызвав чувство восхищения и гордости подвигами, совершенными советскими людьми в годы блокады Ленинграда.
В рамках акции в школе прошли мероприятия: уроки мужества, часы памяти, выставки, конкурсы рисунков и конкурсы чтецов поэтов-блокадников, демонстрация документальных фильмов, квиз.
Классный час «Подвиг Ленинграда» провела для первоклассников Максимова Светлана Владимировна. Ребята узнали, как мужественно сражался осажденный врагом город, о стойкости его жителей, о Ладожской «Дороге жизни». В ходе беседы прозвучали рассказы о блокадном Ленинграде, жители которого почувствовали на себе все тяготы войны, вспоминали, как тяжело было с продуктами питания – были введены персональные карточки на хлеб и как учились в военные годы. В конце классного часа ученики с классным руководителем почтили память жителей Ленинграда, отстоявших его и не доживших до наших дней, минутой молчания.
Классный час «Ленинград в кольце блокады» провела для учащихся 4 А класса Боровских Ирина Анатольевна. Блокада Ленинграда – это неслыханное испытание человека на человечность, достоинство, любовь к близким, сострадание, сердечность. Эти
испытания были ежедневными, страшными, потому что голод представить вообще невозможно, не пережив его. Дети узнали, что означает слово «блокада», «блокадный хлеб», «дорога жизни». Школьники познакомились со страшным периодом в жизни нашей страны, на основе поэтического творчества и с помощью музыкальных произведений. Прозвучали рассказы о городах-героях, среди которых — Ленинград, прославившийся своей героической обороной во время Великой Отечественной войны. На классном мероприятии не было ни одного равнодушного ученика, многие дети, не могли сдержать слёз, ещё никогда не было на классном часе такой «горькой» тишины.
Владимир Александрович Наумов, преподаватель истории, провел для обучающихся 7 А класса тематический классный час «Освобождение Ленинграда от фашистской блокады. Блокадный хлеб». Учитель рассказал семиклассникам о героических защитниках Ленинграда, о тяготах, перенесенных ими в голоде, обстреле и бомбежке, о дороге жизни, о снятии блокады. Присутствующие были проинформированы об основных событиях Великой отечественной войны 1941 — 1945 годов. Были показаны фрагменты фильмов: «Офицеры»; «Блокада», «Жила-была девочка». По окончанию мероприятия была проведена викторина «Что мы знаем о войне», с целью проверки и закрепления полученных знаний.
Урок памяти «Непокоренные» для восьмиклассников провела Михнюк Татьяна Александровна, классный руководитель 8 А класса. Урок начался со звука метронома, ведь именно в блокадном Ленинграде находилась радиостудия, которая круглосуточно посылала в эфир стук метронома, эти звуки означали, что Ленинград жив, что сердце его бьется, город борется. В представленной презентации «Блокада Ленинграда» дети просмотрели фотоматериалы будней блокадного Ленинграда, узнали о трагических событиях того времени: 40 километровой полосе по Ладожскому озеру, как ее называли «Дорогой жизни», связывающей блокадный Ленинград с советскими продовольственными базами. Внимательно и серьезно смотрели школьники представленный материал и слушали знаменитую симфонию № 7 Дмитрия Шостаковича. Не остались равнодушными к увиденному, удивлялись героизму людей, их вере в Победу. Особенными чувствами прониклись они к судьбе маленькой девочки Тани Савичевой. Ее дневник стал одним из символов Великой Отечественной войны. В дневнике Тани всего 42 строчки, но каждая из них — обвинение. Каждая строка — смерть родного и близкого человека. Так жила Таня, так жил весь блокадный город. Ребята узнали не только о жизни и смерти Тани, но и о том, что память о девочке увековечена в веках: одна из малых планет названа ее именем. В конце урока памяти, на бумажных язычках пламени, обучающиеся написали свои пожелания и сложили «Вечный огонь» в честь тех людей, которые завоевали «прекрасное далёко» для нас.
Литературно-музыкальную композицию «Нам жить и помнить» провела для учащихся 10 класса Пытько Людмила Михайловна. В ходе мероприятия, ребята посмотрели документальный фильм «Ленинград в борьбе», в исполнении учащихся звучали стихи Ю. Друниной, О. Берггольц, А. Яшина, Ю. Воронова, А. Прокофьева, а также старшеклассники прослушали 7-ю симфонию Д. Шостаковича, посвященную блокадному Ленинграду. Мероприятие было разработано с использованием наглядно-демонстративного метода (компьютерная презентация, музыкальное сопровождение «Ленинградская симфония» Д.И. Шостаковича), словесных методов подачи информации: рассказа о событиях ВОВ, беседы с аудиторией по данной теме. Мероприятие получилось торжественно-грустным, и никого не оставило равнодушным.
27 января, в День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, активисты Российского движения школьников раздавали информационные листовки о прорыве блокады.
27 января учащиеся МБОУ СОШ № 6 приняли участие Всероссийском открытом уроке «Город вечно живых», посвященном дню окончательного снятия блокады
Ленинграда советскими войсками. Трансляция урока проходила из Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда в Санкт-Петербурге.
Конкурс рисунков «Блокада Ленинграда в живописи» для учащихся 1 – 9 классов организовали активисты Российского движения школьников под руководством учителя ИЗО Кортуновой Екатерины Викторовны. На выставке были представлены рисунки ребят, в которых было отражено, как жил и боролся город в течение 872 труднейших блокадных дней, и он не только выстоял, но и победил.
Заведующая школьной библиотекой Наталья Владимировна Воронова оформила книжно-иллюстрированную выставку «Блокадный хлеб», посвященную 78-летию снятия блокады Ленинграда. При оформлении выставки были использованы материалы, предоставленные СПб ГБУК «Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда». В экспозиции были представлены книги, основанные на воспоминаниях людей, переживших все ужасы того времени, на фото- и киносъемках реальных событий. Центр выставки посвящен переправе через Ладогу — единственной ниточке, связавшей героический город с Большой землей. Экспозиция о блокадном Ленинграде помогла обучающимся задуматься о тяжёлой, и, порой, невыносимой жизни людей во время блокады, вызвала у школьников чувство сопереживания с трагической судьбой ленинградцев, восхищение и гордость за народ, проявивший стойкость и мужество в схватке с врагом.
27 января 2022 года учащиеся 9 А класса МБОУ СОШ № 6 приняли участие в квизе «Страницы героизма», посвященном снятию блокады Ленинграда. Квиз был проведен в молодежном центре «Грани», организаторами квиза выступили активисты ФП «Мы гордимся» и штаб местного отделения Всероссийского движения «Волонтеры Победы». Об исторических фактах того трудного времени рассказала юнармейцам Алина Андреевна Гаврилова – руководитель исполнительного комитета местного отделения Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы» в городе Боготоле. Ребята ответили на три категории вопросов: «Исторические факты», «Жизнь блокадного Ленинграда», «Песни военных лет». Команда нашей школы заняла II место.
Блокада Ленинграда — трагичная и великая страница российской истории, унесшая более 2 миллионов человеческих жизней. Память об этих страшных днях живёт в сердцах людей. Родина высоко оценила подвиг защитников города. Свыше 350 тысяч солдат, офицеров и генералов Ленинградского фронта, награждены орденами и медалями, 226 из них присвоено звание Героя Советского Союза. Медалью «За оборону Ленинграда» награждено около 1,5 миллиона человек. За мужество, стойкость и невиданный героизм в дни тяжелой борьбы с немецко-фашистскими захватчиками город Ленинград 20 января 1945 года был награжден орденом Ленина, а 8 мая 1965 года получил почетное звание «Город-Герой».
Организованные и проведенные мероприятия, посвященные 78-й годовщине полного снятия блокады Ленинграда, играют огромную роль в воспитании современной молодежи, позволяют им задуматься о своей жизни, изучить, осмыслить и проанализировать опыт поколений.
Акция памяти «Блокадный хлеб» напомнила о трагедии целого города, которая развернулась среди общего горя Великой Отечественной войны: пока мы помним о наших героях, пока сохраняем память о них, они живы в наших сердцах – это значит, что они воевали не зря.